10-летняя Ксюша готовит себе блузку на завтра. Она учится в коррекционной школе во втором классе. Пока Ксения гладит, её двоюродная бабушка хлопочет на кухне. Надежду Михайловну внучатая племянница зовёт просто — Надя. Их семья состоит из двоих человек. Но так было не всегда. Надежда Михайловна всю жизнь проработала на РЖД, одна вырастила двоих детей, сегодня помогает воспитывать четверых внуков. Ксения — внучка её младшей сестры. Однако родители в силу разных причин практически не занимались воспитанием ребёнка. Чтобы малышка не попала в госучреждение, Надежда решила её удочерить. Поначалу проблем было много. Ксения не совсем здоровая девочка, есть нюансы в поведении, ей нужен особый уход. Но за два года близкие люди ещё больше сроднились и нашли общие интересы.
НАДЕЖДА АСКЕРОВА, ПРИЁМНАЯ МАМА:
— Самое главное приучить ребёнка следить за собой, потому что из этой девочки инженер уже навряд ли получится. Из неё хочу вырасти хорошую хозяйку. Она может перечислить, что умеет у меня Ксюша за эти два года. Говори, что ты умеешь делать.
— Я умею чистить картошку, жарить яичницу и пироги печь. И суп один.
— По дому, что можешь делать?
— Убираться, пыль протереть, полы.
Пока Карина, Вика и Марк аккуратно нарезают сыр для салата, по соседству тихо играют Сава и самый младший и всеобщий любимец Артём. В этой семье пятеро детей, которых воспитывают любящие папа и мама!
КАРИНА:
— Беседы бывают разные, чтобы мы соблюдали правила и тому подобное. Я люблю, когда мы все собираемся и смотрим либо фильм какой-нибудь интересный или играем в настольную игру.
История знакомства родителей — самая романтичная. Между Анной и Александром возник настоящий служебный роман. В тот момент многодетная мама воспитывала троих детей: двоих кровных и одного — приёмного. Это нисколько не смутило Сашу. Уже шестой год они вместе. Тёма — это их совместный малыш. И Вика тоже — её удочерили уже в браке.
АЛЕКСАНДР И АННА, ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ:
— После троих детей, это уже в принципе неощутимо, их четыре или пять. Шум он всегда будет такой же. Есть плюс, что они разбиваются по парам, по трое и играют спокойно.
— У меня с детства был пример. У меня бабушка в Краснодарском крае жила. Помню, что мы к ней приезжали и у неё были приёмные дети. И тогда с ними общаясь, не видела ничего страшного. Притом такая семья была, все вместе, вместе ужинали, посиделки, очень интересно. Видать, это отложилось.
Обе семьи в своё время окончили Школу приёмных родителей. Она уже десять лет существует в Ангарском Центре помощи детям. За это время специальную подготовку прошли 53 группы, состоящие из пап, мам, бабушек и дедушек — рассказывает заведующая отделением Александра Березина. Главная цель такого обучения — предотвратить так называемое вторичное сиротство. Чтобы дети не возвращались в госучреждения.
АЛЕКСАНДРА БЕРЕЗИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ:
— 70 % — это социально-психологический блок. Задача подготовить граждан к приёму детей, рассказать о тех особенностях, которые свойственны этим ребятишкам, которые пережили такие проблемы, как горе потери, т.е. остались без попечения родителей.
Полный курс обучения — 53 часа. Длится он от полутора до трёх месяцев. Сейчас подготовку проходит 54 группа из 29 человек. В их жизненном пути, конечно, будут трудности — это конфликтные ситуации, особенно среди подростков, привыкание друг к другу. Но с ними можно справиться, признаются приёмные родители, ведь истинное счастье — это любимые и любящие дети. А степень родства или вовсе её отсутствие уходит на второй план.