В этом году Васе Анисимову исполнилось 7 лет. Родители уже начали собирать мальчика в первый класс. Ребенок знает цифры и буквы, любит рисовать и рассматривать книги на автомобильную тематику. Но обучаться в школе для него будет непросто. Неутешительный диагноз ребенку поставили ещё в 3 года.
МАРИЯ АНИСИМОВА, МАМА В. АНИСИМОВА:
— Наш лечащий врач сказала, что особенных детей неохотно берут на очное обучение. Она указала, что вероятнее всего, мы будем учиться на дому. Но на домашнем обучении мой ребенок становится замкнутым и необщительным.
Специалисты также сходятся во мнении, что обучение на дому не даёт возможности для социализации. Получить навыки взаимодействия с окружающими можно только в компании сверстников. Но при этом стоит понимать, что ребёнок с задержкой в развитии требует к себе повышенного внимания.
ЕКАТЕРИНА ЗАСИМОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТИ АНГЕЛЫ»:
— Например, дети с аутистическим спектром, постоянно повторяя определенные алгоритмы, учатся сидеть за партой и выполнять простые действия. В домашних условиях это тоже возможно, но мама принимает роль сиделки, воспитателя, учителя. И это достаточно тяжело.
Это одна из ангарских школ, где реализуют так называемое инклюзивное образование. Именно здесь, с учётом программ реабилитации, помогают особенным детям развиваться практически наравне со сверстниками. Для этого в учреждении работает целая команда специалистов узкого профиля. В штате есть логопед, дефектолог, несколько тьюторов и два психолога. Разумеется, далеко не каждое бюджетное учреждение может себе это позволить.
ОЛЬГА АВДЕЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ № 6.
— Родителям нужно адекватно воспринимать возможности и особенности своего ребёнка. А также обращаться к специалистам и подбирать программу. Только имея свой учебный план он, сможет реализовать свой потенциал в полной мере.
Кроме того, как отмечают специалисты, интеллектуальная перегрузка детям с особенностями развития категорически противопоказана. Это грозит не только снижением работоспособности, но и может вызвать агрессию, тревогу подорвать веру в себя и свои силы. Поэтому в работе педагогов важно не столько дотянуть ребенка до нормы, сколько помочь ему в реализации потенциала.