На этих кадрах кондуктор маршрута «Ангарск — деревня Архиереевка» перевозчика «Автоколонна 1951» считает проездные талоны. На вид ничего необычного, но лишь на первый взгляд. Только что вот эта пассажирка отдала контролёру вместо одного билета — целую пачку. Незадачливая работница скупает у людей льготные талоны.
— Сейчас сунет её деньги, смотрите. Как будто покурить пошла. Сейчас сунет, вон в кармане денежки. Вон-вон, сунула. — Женщина, сколько она вам денег дала? — Миллион! — Миллион дала? Бессовестные.
О скупке льготных проездных талонов сотрудниками Автоколонны 1951 знает практически каждый житель Архиереевки и местных садоводств. Неплохо знакомы с такой практикой и ангарчане, особенно, из числа льготников. Например инвалиды и ветераны труда. Именно им по закону положено 40 льготных поездок на пригородных маршрутах ежемесячно. Правда, не бесплатно, пачка талонов стоит 150 рублей. Однако, благодаря предприимчивости 51-о автоколонны, есть возможность вернуть деньги за излишки билетов или даже выгодно продать целую пачку.
— Я за билет заплатила 150 рублей, а получила 360, на 210 рублей больше. В общем, она принимала по 10 рублей этот талончик.
С 9 мая маршруты на Архиереевку стал обслуживать другой перевозчик. И каково же было удивление сотрудников транспортных компаний, когда вложившие 150 рублей в ходовой товар, пенсионерки ринулись к автобусам, предлагая водителю купить нетронутую стопку льготных проездных.
Александр, водитель
— Пассажиры предлагают пачками. По 40, по 80. Бабушка говорит — я ещё и у деда забрала, купите у меня 80 проездных за 800 рублей. Я говорю — женщина, мы не покупаем билеты. — А как вы не покупаете, 1951 в конце месяца всегда покупают.
Причина такой «щедрости» отнюдь не желание помочь пенсионерам в тяжкую годину, а банальная жажда наживы. Ежемесячно директор предприятия Любовь Волокитина наведывается в Управление социальной защиты, сдавая реестры на получение субсидии, за провоз инвалидов и ветеранов. В среднем, в таком реестре числятся до 4 тысяч льготников. Надо ли говорить, что с учетом репутации перевозчика, выглядят такие объёмы несколько фантастически.
Людмила, жительница д. Архиереевка
— Возила нас просто как... Набивали автобусы, дышать было нечем. — Грубая была. — Ну да, кто с ней разговаривал — она отвечала грубо.
На самое интересное дальше. Сверив правильность данных реестра, Минсоцразвития региона, по закону, обязано выплатить перевозчику по 65 рублей за каждый талон. В том числе и за те, по которым фактически никто никого не возил. И таких поездок по покупным талонам у «Автоколонны 1951» за месяц копилось более сотни тысяч. Итог — ежемесячные и многомиллионные хищения из бюджета. Такими темпами за 5 лет руководительница предприятия могла вывести из казны около полумиллиарда рублей. Примечательно и то, что в летний сезон по этому маршруту работает бесплатный садоводческий автобус. Однако, Любовь Волокитина вынуждает граждан ездить «по дорогому».
Сергей Шарков, генеральный директор «Автоколонны 1948»
— Мы сами обескуражены, увидев то, что творится на этих маршрутах. Но у граждан есть возможность получить в органах соцзащиты вот такой билет в органах соцзащиты города Ангарска. Сразу до сентября, бесплатно. И мы готовы принимать у граждан вот такой билет на всех маршрутах, где действовал вот такой билет у госпожи Волокитиной.
Весьма показателен в этой истории — цинизм руководства «Автоколонны 1951». Именно он позволяет Любови Волокитиной в условиях эпидемии и тяжелейших экономических проблем тащить миллионы из трескающегося по швам бюджета и при этом, лгать рабочим о тяжком финансовом положении предприятия. Но самое поразительное, это есстыдство, с которым нечестный на руку перевозчик, превращает пожилых людей в инструмент для наживы.