На стенах художественной мастерской «Клевер» развешаны сотни всевозможных украшений и сувениров. Некоторые из них даже сохранили часть прежней формы. Всё делается вручную. На изготовление пары тарелок может уйти целый день. Стекло плавят в специальной печи при температуре около 800 градусов.
Олег Витиорец, художник-мастер:
— Тонкость заключается в том, что нужно поймать момент, когда стекло переходит из твёрдого состояния в вязкое. Не в жидкое, а именно в вязкое. Когда оно становится пластичным, но не утекает никуда.
Недавно художники выиграли грант, который позволит обновить оборудование и существенно ускорить процесс переработки. К слову, тарелки и абажуры далеко не единственная сфера применения вторичного сырья. После работы со стеклом остается огромное количество мелкой фракции. Стеклянный песок отправляют уже на другое производство, где его смешивают с измельченным пластиком и превращают в тротуарную плитку.
Татьяна Витиорец, художник-мастер:
Когда у людей появляется понимание того, что конкретно бутылка будет использована в стеклоблоках. У человека возникает понимание конечного продукта и смысл раздельного сбора приобретает очертания более понятные. Вот мусор — вот изделие.
Художники рассчитывают, что их проект внесет вклад в развитие экологической культуры в регионе. Предприятий, готовых производить продукцию из вторичного сырья не так мало, а вот полноценной инфраструктуры для его сбора пока не создано. К примеру, в Ангарске на сегодняшний день нет ни одного пункта приёма стеклотары.