Дефицит бензина в Иркутской области — случай не уникальный. В конце января с такой проблемой столкнулся Хабаровский край. Там на подъездах к АЗС можно было наблюдать гигантские очереди. Спустя неделю портал «БИЗНЕС Online» сообщил об аналогичных проблемах в Татарстане. К слову, республика входит в число лидеров по добыче нефти. Между тем многие эксперты прогнозировали топливный кризис ещё в начале года. В первый день торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, а именно там закупают топливо независимые операторы АЗС, цены на 95 бензин выросли до 40 рублей 40 копеек за литр. При том, что эта сумма не учитывает накладных расходов оператора.
РОМАН ЗЕЛЕНИН, ЭКОНОМИСТ:
— Они в основном закупают 95-й бензин и дизтопливо в Красноярске, Омске, Сургуте. Они в Ангарске даже не закупают. Топливо везут достаточно далеко, возможно, не рассчитали размер поставок топлива, который необходим.
Одной из причин дефицита топлива стала нехватка сырья на внутреннем рынке. Так, к примеру, из отчёта компании Роснефть следует, что за прошлый год добыча стратегического ресурса совокупно по всем вертикально-интегрированным компаниям упала на 8,5%. Между тем многие компании на рынке топлива серьёзную долю готового бензина поставляют за пределы страны, сообщил представитель федеральной антимонопольной службы Александр Кулиш, ссылаясь на письмо госкорпорации.
АЛЕКСАНДР КУЛИШ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФАС ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:
Это, по мнению нефтяной компании обусловлено недоработками демпирующего механизма и увеличением количества топлива за границы Российской Федерации.
Не исключено, что сложившаяся ситуация снова даст повод производителям топлива поднять вопрос об отмене государственного регулирования на стоимость бензина. В прошлом году Независимый топливный союз уже выступал с такой инициативой. Однако, по мнению экспертов выиграют от либерализации цен не столько сами независимые операторы, сколько крупные поставщики. А в проигрыше могут остаться простые граждане.