Профицит бюджета Иркутской области по итогам прошлого года составил 10 миллиардов рублей. Сумма, в полтора раза превышающая весь годовой бюджет Ангарского городского округа. Эти средства региональное Правительство под руководством тогда еще действующего губернатора Сергея Левченко старательно формировало, урезая расходы муниципалитетов — в том числе, на голодный паёк посадили и родной для Левченко Ангарск. Из чего складывался этот профицит, и принесло ли это пользу территориям Приангарья,разберёмся в следующем материале.
Профицит. Это слово в лексиконе экс-губернатора Сергея Левченко звучит довольно часто. И в бытность его правления и даже после отставки без упоминания экономического термина не обходится ни одна пресс-конференция.
Сергей Левченко, губернатор Иркутской области с октября 2015 г. по декабрь 2019 г.
— Прошлый год мы закончили с доходной частью — 163,5 млрд рублей, за три года увеличили на 70% и профицит бюджета составил — 12,5 млрд рублей.
Этой новости пытаются придать позитивный оттенок, ведь профицит означает, что регион больше зарабатывает, чем тратит. Но откуда взялся столь большой остаток на счетах Минфина?
Константин Зайцев, Первый заместитель Губернатора Иркутской области — Председатель Правительства Иркутской области
— 2017, 2018, 2019 годы были достаточно хороши в части поступления налоговых и неналоговых доходов. Это, прежде всего, связано со структурой экономики Иркутской области. Хорошо это или плохо, но наша экономика ориентируется на внешние рынки, на сырьевые рынки. Нефть в цене была очень хорошей — 60-70$ за баррель. И налоговые отчисления от нефти были очень высоки.
В начале 2019 года глава регионального Минфина Наталья Бояринова подтвердила, что цена нефти закладывалась в бюджет региона в сумме около 44 долларов США за баррель. Однако «чёрное золото» год назад раскупали в среднем за 70 долларов. Благодаря нефтяному буму и появились пресловутые сверхдоходы Приангарья. Очевидно, что кроме удачного стечения обстоятельств, особо хвалится иркутскому губернатору здесь не чем, ведь крайне сомнительно, что цена барреля на международном рынке выросла, благодаря Сергею Левченко. Кроме того, первый зам главы Минфина Александр Каневский в том же 2019 году заявил, что ситуация с профицитом областного бюджета не является уникальной.
ЦИТАТА: По оперативным данным Федерального казначейства, в 2018 году из 85 субъектов Российской Федерации 70 регионам удалось добиться профицита своих бюджетов. Не составил исключение и федеральный бюджет, что было отмечено Президентом России Владимиром Путиным как положительный факт.
Если не вникать в экономические хитросплетения и бюджетные тонкости, то профицит — это лучше, чем дефицит. Но при условии, что власти оперативно и эффективно перераспределяют налоговые ресурсы, чтобы деньги не оседали мёртвым грузом на счетах министерств. Иными словами, бюджет нужно не только пополнять, но и исполнять, желательно быстро. Ещё летом 2017 года спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка упрекает областных чиновников в низких темпах исполнения бюджета. А в следующем году явственно видно недофинансирование ряда госпрограмм, даже при наличии свободных денег.
Подпрограмма «Развитие государственно-частного партнерства» — исполнена на 13,2%;
Подпрограмма «Газификация Иркутской области» — 29,5%;
Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» — 64%;
Подпрограмма «Развитие сети искусственных сооружений» — 56,1%;
Подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса» — 19,2%;
Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения — 67,6%.
Смогла ли экономика Иркутской области преодолеть кризис и перейти к росту, о котором до сих пор вспоминает в интервью Сергей Левченко, рассказывая о своем уникальном методе управления? Увы, наметившийся экономический подъём скоропостижно зачах в связи со спадом роста добычи и экспорта углеводородов на севере региона.
Константин Зайцев, Первый заместитель Губернатора Иркутской области — Председатель Правительства Иркутской области
— Бюджет Иркутской области в 2017 и 2018 годах, действительно, был профицитным, про 2019 год я не могу об этом сказать, потому что на 1 января 2020 года, дефицит составлял более 12 миллиардов рублей.
И вот еще один интересный факт. Притом, что областной бюджет при Сергее Левченко был профицитным, денег на муниципалитеты в нем не хватало. К примеру, Ангарский городской округ ежегодно отчисляет в бюджеты разного уровня 34 миллиарда 700 миллионов рублей. В местной казне оседает лишь два миллиарда сто миллионов. Этих денег на содержание территории и исполнение всех обязательств не хватает. Из 42 муниципалитетов Приангарья только пять остаются не дотационными.
Александр Куранов, депутат Думы АГО
— Не все муниципалитеты сводили концы с концами. Были те муниципалитеты, которые аплодировали Сергею Георгиевичу, и были лояльнее к его политике, те получали существенные дотации. А такие муниципалитеты-доноры как город Ангарск, Братск, Иркутск они не плясали под его дудочку, и им приходилось очень сильно упираться для того, чтобы формировать бюджетные заявки, выскабливать эти субвенции, субсидии из областного бюджета.
Политика Сергея Левченко наглядно показала, что можно эффективно пиариться вместо того, чтобы эффективно управлять. Можно, будучи у руля региона, отдавать областные деньги исключительно «своим», можно пускать пыль в глаза, рассказывая о якобы экономическом чуде. О том насколько эти слова соотносятся с реальностью, каждый может оценить сам — достаточно посмотреть вокруг. Все, что вы увидите, и будет «экономическим чудом», оставшимся жителям после Левченко.
Профицит бюджета Иркутской области по итогам прошлого года составил 10 миллиардов рублей. Сумма, в полтора раза превышающая весь годовой бюджет Ангарского городского округа. Эти средства региональное Правительство под руководством тогда еще действующего губернатора Сергея Левченко старательно формировало, урезая расходы муниципалитетов — в том числе, на голодный паёк посадили и родной для Левченко Ангарск. Из чего складывался этот профицит, и принесло ли это пользу территориям Приангарья,разберёмся в следующем материале.
Профицит. Это слово в лексиконе экс-губернатора Сергея Левченко звучит довольно часто. И в бытность его правления и даже после отставки без упоминания экономического термина не обходится ни одна пресс-конференция.
Сергей Левченко, губернатор Иркутской области с октября 2015 г. по декабрь 2019 г.
— Прошлый год мы закончили с доходной частью — 163,5 млрд рублей, за три года увеличили на 70% и профицит бюджета составил — 12,5 млрд рублей.
Этой новости пытаются придать позитивный оттенок, ведь профицит означает, что регион больше зарабатывает, чем тратит. Но откуда взялся столь большой остаток на счетах Минфина?
Константин Зайцев, Первый заместитель Губернатора Иркутской области — Председатель Правительства Иркутской области
— 2017, 2018, 2019 годы были достаточно хороши в части поступления налоговых и неналоговых доходов. Это, прежде всего, связано со структурой экономики Иркутской области. Хорошо это или плохо, но наша экономика ориентируется на внешние рынки, на сырьевые рынки. Нефть в цене была очень хорошей — 60-70$ за баррель. И налоговые отчисления от нефти были очень высоки.
В начале 2019 года глава регионального Минфина Наталья Бояринова подтвердила, что цена нефти закладывалась в бюджет региона в сумме около 44 долларов США за баррель. Однако «чёрное золото» год назад раскупали в среднем за 70 долларов. Благодаря нефтяному буму и появились пресловутые сверхдоходы Приангарья. Очевидно, что кроме удачного стечения обстоятельств, особо хвалится иркутскому губернатору здесь не чем, ведь крайне сомнительно, что цена барреля на международном рынке выросла, благодаря Сергею Левченко. Кроме того, первый зам главы Минфина Александр Каневский в том же 2019 году заявил, что ситуация с профицитом областного бюджета не является уникальной.
ЦИТАТА: По оперативным данным Федерального казначейства, в 2018 году из 85 субъектов Российской Федерации 70 регионам удалось добиться профицита своих бюджетов. Не составил исключение и федеральный бюджет, что было отмечено Президентом России Владимиром Путиным как положительный факт.
Если не вникать в экономические хитросплетения и бюджетные тонкости, то профицит — это лучше, чем дефицит. Но при условии, что власти оперативно и эффективно перераспределяют налоговые ресурсы, чтобы деньги не оседали мёртвым грузом на счетах министерств. Иными словами, бюджет нужно не только пополнять, но и исполнять, желательно быстро. Ещё летом 2017 года спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка упрекает областных чиновников в низких темпах исполнения бюджета. А в следующем году явственно видно недофинансирование ряда госпрограмм, даже при наличии свободных денег.
Подпрограмма «Развитие государственно-частного партнерства» — исполнена на 13,2%;
Подпрограмма «Газификация Иркутской области» — 29,5%;
Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» — 64%;
Подпрограмма «Развитие сети искусственных сооружений» — 56,1%;
Подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса» — 19,2%;
Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения — 67,6%.
Смогла ли экономика Иркутской области преодолеть кризис и перейти к росту, о котором до сих пор вспоминает в интервью Сергей Левченко, рассказывая о своем уникальном методе управления? Увы, наметившийся экономический подъём скоропостижно зачах в связи со спадом роста добычи и экспорта углеводородов на севере региона.
Константин Зайцев, Первый заместитель Губернатора Иркутской области — Председатель Правительства Иркутской области
— Бюджет Иркутской области в 2017 и 2018 годах, действительно, был профицитным, про 2019 год я не могу об этом сказать, потому что на 1 января 2020 года, дефицит составлял более 12 миллиардов рублей.
И вот еще один интересный факт. Притом, что областной бюджет при Сергее Левченко был профицитным, денег на муниципалитеты в нем не хватало. К примеру, Ангарский городской округ ежегодно отчисляет в бюджеты разного уровня 34 миллиарда 700 миллионов рублей. В местной казне оседает лишь два миллиарда сто миллионов. Этих денег на содержание территории и исполнение всех обязательств не хватает. Из 42 муниципалитетов Приангарья только пять остаются не дотационными.
Александр Куранов, депутат Думы АГО
— Не все муниципалитеты сводили концы с концами. Были те муниципалитеты, которые аплодировали Сергею Георгиевичу, и были лояльнее к его политике, те получали существенные дотации. А такие муниципалитеты-доноры как город Ангарск, Братск, Иркутск они не плясали под его дудочку, и им приходилось очень сильно упираться для того, чтобы формировать бюджетные заявки, выскабливать эти субвенции, субсидии из областного бюджета.
Политика Сергея Левченко наглядно показала, что можно эффективно пиариться вместо того, чтобы эффективно управлять. Можно, будучи у руля региона, отдавать областные деньги исключительно «своим», можно пускать пыль в глаза, рассказывая о якобы экономическом чуде. О том насколько эти слова соотносятся с реальностью, каждый может оценить сам — достаточно посмотреть вокруг. Все, что вы увидите, и будет «экономическим чудом», оставшимся жителям после Левченко.