Весна 1941 года. Пассажиры уже заняли свои места. Из окна видна мирная жизнь, люди провожают своих родных. Счастливые лица. О чем-то говорят, куда-то едут, о чем-то мечтают. Поезд тронулся и набирает обороты. До войны остаются считанные месяцы.
АНДРЕЙ ИВАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— «Начало войны. Самая страшная трагедия для истории нашего народа. Что пережили тогда дети, сестры, матери, братья? Здесь, как нигде, можно прочувствовать всю тяжесть случившегося на себе».
Поезд Победы — уникальный музей, аналогов в мире ему нет. Облики пассажиров восстановлены из прототипов реальных героев войны. В каждом вагоне установлены мультимедийные окна, а звуки и встроенные вибро-конструкции создают ощущение полного погружения в реальность происходящего.
«От Москвы прямиком на фронт. Все вместе, всей страной. Война сплотила. Сейчас некоторые, к сожалению, это стали забывать. Но ничего, Поезд Победы напомнит».
А вот мы и в центре военных событий. В этой части состава остро ощущается контраст между мирным и спокойным временем. Двигаемся по окопам. Здесь происходили первые оборонительные операции и первые потери еще таких молодых и неопытных солдат.
Свою войну ведут и советские бронепоезда, им здесь посвящена целая экспозиция:
СЕРГЕЙ ЛУКША. АДМИНИСТРАТОР ПРОЕКТА МЕДИА-ГРУППЫ «КРАСНЫЙ КВАДРАТ»:
«Мы находимся с вами в бронепоезде. Это один из вагонов нашего поезда. Бронепоезд „Илья Муромец“, который действительно был и дошёл в своё время до Берлина.
— Как реагируют люди на вашу экспозицию? — От нас люди выходят со слезами на глазах. Если мы вызываем такие эмоции, значит, мы не зря работаем».
Самые тяжелые картины открываются в вагоне с инсталляцией «Концлагеря». Фашисты перевозили военнопленных часто несколько суток без еды и воды. Доезжали далеко не все. А тех, кто все-таки прибыл на место еще живым ожидали бесчеловечные эксперименты, расстрелы и газовые камеры.
Медики в военные годы разрабатывали лекарства от инфекционных заболеваний, а труд ученых позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения.Банно-прачечные поезда в годы войны были единственной возможностью для солдат помыться в периоды долгих походов.
МАРИНА МАКСИМОВА — РЕФЕРЕНТ ГРУППЫ ИНФОРМАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (ИОС) ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЛУ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. КАПИТАН ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ:
«На мой взгляд, сейчас очень важно чтить и помнить тот подвиг, который совершили наши отцы и деды. Этот поезд помогает погрузиться в эту атмосферу».
Блокада Ленинграда стала самой продолжительной и самой жестокой в современной истории. От холода, голода и обстрелов погибло около 700 тысяч человек. Рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны.
На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращались возмужавшие, уверенные в своей силе победители.
ЕКАТЕРИНА — ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА МУЗЕЯ «ПОЕЗД ПОБЕДЫ»:
«Мы пришли сюда для того, чтобы снова погрузиться в эту атмосферу. Чтобы не забывать, знать, что пережили люди и как досталась эта победа. Очень важно, что мы пришли сюда с детьми, для того, чтобы они тоже понимали, как ценен мир, который мы имеем».
АНДРЕЙ ИВАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Пройдя невероятные испытания, потеряв больше 27 млн человек, мы выстояли. Мы победили. И тем же поездом, но совершенно с другими эмоциями возвращаемся домой».