В канун декады инвалидов Ангарский музей минералов организовал выставку для слепых и слабовидящих людей. Публике были представлены две картины, выполненные с расчетом на тактильное восприятие полотна. Как оценили работы, расскажем далее в сюжете.
«Картины руками не трогать!» — таково правило практически любого художественного музея. Но в ангарском выставочном зале на время эти ограничения отменили. Ведь в качестве посетителей сегодня — слабовидящие или вовсе слепые ценители искусства. И полотна для них особенные, рассчитанные именно на тактильное восприятие изображений. Фактура такой картины может дать незрячему человеку несравнимо больше, чем рельеф от простых масляных мазков.
Ольга Новокрещенных, заведующая художественным отделом Ангарского городского музея
— То есть художник делает фактуру, которая визуально должна просматриваться. Ну, то есть картина вообще должна смотреться, это все-таки изобразительное искусство — это визуальное искусство, да? Нужно смотреть. Просто тем, кому недоступна такая возможность, которые плохо видят или вообще не видят, могут хотя бы понять, что на ней вообще нарисовано. Пощупав, тактильным образом, прочувствовать эту картину.
Несколько осязаемых репродукций хранятся в областном художественном музее имени Сукачева. Ангарчанам представили две из них. «Портрет императрицы Марии Фёдоровны» Константина Маковского изготовлен с помощью техники многослойной печати, когда к исходному изображению подбирают текстуры для передачи особенностей объекта. К примеру, одежда на картине должна восприниматься именно как ткань.
— Ну, создается вообще представление о том, что вы трогаете, что изображено на картине. — Ну конечно. Виден кокошник, видна прическа, и вот как бы колье.
Вторая картина, «Нищая девочка-рыбачка» Ильи Репина, представляет собой прозрачный пластиковый барельеф, прикрепленный поверх изображения. Такая технология не передает фактуры, зато намного точнее описывает контуры картины, что так же делает изобразительное искусство доступным даже незрячему.